Сертификат ISO 9001, связан с реализацией внутренней системы менеджмента качества продукции на предприятии, относится к категории фундаментальных, которые используются на территории большинства государств планеты. Среди них особенно выделяется документ ISO 9001 «Системы менеджмента качества», соответствие которому выступает гарантией эффективного управления компанией и свидетельствует об ориентации компании на удовлетворение потребностей клиентов.
Что такое сертификат ISO 9001
Сертификат ИСО 9001 — документ, подтверждающий достижение компанией требований стандарта. Все предприятия, которые пожелали получить сертификат качества ISO 9001 проходят внешний аудит, заключающийся в независимой оценке успешности использования системы менеджмента качества (СМК). Проверка включает два этапа:
- анализ документов;
- выезд специалистов и экспертов на место.
Как получить сертификат соответствия ISO 9001 — вопрос актуальный и ответ на него зависит от используемой схемы сертификации. Если компания изготавливает материальные блага оценка включает выборочный контроль производственного процесса, анализ внутренней СМК, контроль профессиональной компетенции персонала. В случае производства нематериальных благ производится периодический инспекционный контроль, а также мониторинг системы менеджмента качества.
Для кого необходим сертификат ISO 9001
В России многие руководители предприятий интересуются тем, как получить сертификат ISO 9001. Наличие этого документа необходимо любой компании, стремящейся получить преимущества перед конкурентами и выделиться на рынке. Для этого есть, как минимум пять причин:
- Получение преференций при кредитовании и возможность участия в тендерах.
- Рациональное использование производственных ресурсов.
- Завоевание лояльности потребителей через максимально полное удовлетворение их потребностей товарами наивысшего качества.
- Повышение мотивации сотрудников к достижению высоких результатов.
- Своевременное выявление и устранение ошибок производственной деятельности.
Требования ISO 9001 распространяются на внутреннюю систему менеджмента качества, ориентированную на потребителя. Предприятие должно четко представлять потребности своих клиентов, отвечать их ожиданиям и требованиям, а также уметь предугадывать их запросы.
Требования для получения сертификата
Получение сертификата ИСО 9001 не носит в России обязательного характера, однако многие предприятия в добровольном порядке инициируют эту процедуру. На территории РФ выдачей документов занимаются уполномоченные органы и аккредитованные центры.
Процедура сертификации включает два больших этапа:
- Запуск и внедрение внутренней СМК на предприятии. Процесс включает следующие действия:
- анализ результатов операционной деятельности;
- оценка эффективности работы менеджмента;
- оценка продуктивности использования материальных и трудовых ресурсов;
- подготовка локальной документации, в том числе документов по технике безопасности;
- обучение персонала выполнению требований стандарта ISO 9001;
- техническая и технологическая модернизация;
- выстраивание обратной связи с потребителями.
- Оформление документов и получение сертификата.
Перечень документов
Для получения сертификата ИСО 9001 нужно предоставить следующие документы:
- Заявка.
- Информационный лист с реквизитами предприятия.
- Ксерокопии уставной документации (устав/учредительный договор, ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, справка ОКВЭД, протокол назначения гендиректора и главного бухгалтера).
- Копии разрешений (лицензий) с перечнем допущенных к осуществлению видов деятельности.
- Структурная схема предприятия.
Сертификат действует в течение трех лет с возможностью дальнейшего переоформления. При этом каждый год компания должна проходить инспекционный контроль.
Реализация принципов ISO 9001, среди которых ориентация на интересы потребителя, вовлеченность персонала в производственный процесс, стремление к постоянному улучшению работы предприятия, лидерство руководства и других позволит открыть новые горизонты для бизнеса. Компания сможет увеличить клиентскую базу, найти новые рынки сбыта, получать госзаказы и выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения с иностранными предприятиями.